Форум » Культура... » К вопросу о "выборе вер" на Руси в 980-х гг. » Ответить

К вопросу о "выборе вер" на Руси в 980-х гг.

agricola: Наткнулся на статью о крещении Руси. Решил, что оставить её только себе было бы неправильно. Вот засканил и выкладываю. ------ agricola (аgricola@balticom.lv) К вопросу о "выборе вер" на Руси в 980-х гг. Русское государство одним из последних больших европейских держав сменило язычество на христианскую идеологию. И хотя к концу Х века уже столетиями существовали другие крупные религии, раз правители Руси не меняли государственную идеологию - значит не было необходимости. Почему такая необходимость возникла именно у Владимира - это предмет отдельного разговора, но почему религиозные реформы князя закончились введением именно Восточного христианства? Ведь согласно летописям Владимир выбирал новую религиозную систему из нескольких вариантов: ислама, иудаизма, католицизма... И лишь после их сравнения, Великий князь остановился на христианстве в его византийском виде. Владимир, как еврей по матери, не мог не испытывать симпатий к иудаизму. И в первую очередь Владимиром рассматривалась возможность введения на Руси иудаизма, по примеру Хазарского каганата. Но иудаизм для самодержавного правителя суверенного государства оказался не приемлем потому, что эта религия обязывает своих последователей быть в полном подчинении у т.н. "князей изгнания". Последние же считают своими абсолютными вассалами не только рядовых евреев, но и иные народы и их правителей, к тому же, в глазах еврейских старейшин, статус рядового чистокровного еврея выше статуса любого инородного правителя. За всё время, и тогда и сейчас, кроме еврейского Израиля, только Хазария приняла иудаизм в качестве официальной религии. И власть прежнего владыки Хазарии - кагана, сразу стала номинальной, государством правил его приближённый из среды еврейской знати, который назывался шад (араб. малик, русс. царь). "Значение этой знати было настолько велико, что... один из ее представителей сосредотачивал в своих руках всю полноту государственной власти, превратив кагана в послушную марионетку, терпимую только в качестве прикрытия узурпации от глаз народа и других предентендов на ведушее положение в стране" (1). Каган по происхождению был хазаром, а не евреем и для него при восхождении на престол был введен особый ритуал: "При возведении нового кагана н а престол выполнялся обряд... Царь набрасывал кагану на шею шелковую петлю и давил его до тех пор, пока тот не начинал задыхаться; тогда его спрашивали - сколько лет он желает царствовать? Полузадушенный каган называл то или иное число, и тогда его возво дили на престол. Если, процарствовав названное им самим время, каган не умирал, его убивали". Но в любом случае нахождение кагана не должно было превышать 40 лет (2). Навряд ли Владимир желал себе и своим наследникам подобную судьбу и потому отказался от выбора иудаизма. Что касается ислама, то в этой религии власть светского правителя, в том числе халифа (3), так же носила ограниченный, чисто охранительный характер: правитель должен был только охранять господствующее положение исламской религии в своём государстве, не допускать посягательств на неё, карать "врагов веры" и вести священную войну с "неверными". Светскому правителю в исламском обществе принадлежит только исполнительная, но не законодательная власть. Он не может изменять существующее уголовное или гражданское законодательство. А издавать какие-либо указы, податные уставы или выносить судебные решения правитель должен только с согласия среднего и высшего духовенства (4), так называемых муджтахидов (араб. "достигший [высокой ступени религиозного знания]"), которые толкуют послание Бога - Коран. Только муджтахиды могут высказываться по вопросам религии и права и давать юридические заключения - фетвы. Все остальные мусульмане, в том числе и царственные особы, это - мукаллиды (араб. "подражающий", "последователь, ученик"), и они не имеют права ни обсуждать вопросы богословия и законоведения, ни высказывать по ним свои мнения. Каждый мукаллид обязан признавать авторитет определённого муджтахида и следовать за ним. Связь между мукаллидом и муджтахидом обозначается термином таклид (араб. "подражание"). И любой акт управления или судебный приговор в исламском обществе признаётся "дозволенным" или "запрещенным" только на основе юридического заключения (фетвы) муджтахидов, а не царя (5). Конечно, на практике светская власть может оказать на муджтахидов давление, но в ответ духовенство способно объявить такую власть неугодной Богу и организовать массы верующих на восстание (6). И подобные мятежи религиозных фанатиков очень часто заканчиваются смертью или, как минимум, бегством из страны неосторожного правителя. В качестве примера можно привести Исламскую Революцию 1979 года в Иране, хотя она была лишь слабым подобием средневековых мусульманских восстаний. Таким образом, на выбор Владимиру оставалось только христианство и две его ветви - римское и византийское. С 1667 года, после реформ Никона, Византийское христианство стало называться Православием. Католическая церковь считала (и считает) себя выше светских властей. Одно из основных её положений заключется в том, что Римско - католическая церковь наделена особыми полномочиями свыше и все земные правители обязаны быть в подчинении у Римской курии. Римский папа считается носителем священной "благодати" и потому может вводить новые религиозные догматы и обряды. Он непререкаемый авторитет в делах веры. Он может отлучать простых людей и государей от церкви (иногда из-за чисто политических споров), налагать в наказание на целые области интердикт (запрещение духовенству совершать богослужение и отправлять религиозные обряды). От римского папы зависела даже женитьба короля, захочет - разрешит женится, захочет - не разрешит. Наконец, уже в Средние века возникло мнение о непогрешимости римского папы в делах веры (хотя только в 1870 г. оно было объявлено обязательным для верующих догматом) (7). Византийское же христианство исповедовало идею так называемой "симфонии" (греч. "созвучие, согласие") - законодательно закреплённом и догматически освященном союзе церкви и государственного руководства (8). Император поддерживал церковь силами государства, а церковь за это поддерживала императора. Восточно - христианская церковь сознательно ставила себя в подчинённое положение по отношению к светской, "земной", власти, в отличие от католицизма, утверждавшего, что только Римский папа - представитель бога на земле. В Византии духовенство рисовало своим прихожанам образ представителя бога на земле в лице императора: "На земле нет никакого различия во власти между богом и императором; царям всё позволительно делать и можно нераздельно употреблять божие со своим, так как они получили царскую власть от бога, и между богом и ими нет растояния... Мощь и деятельность императоров касаются тела и души [человека], тогда как мощь и деятельность патриарха касаются только одной души... императоры и патриархи должны быть уважаемы, как учители [церкви], ради силы святого помазания. Отсюда-то происходит власть правоверных императоров наставлять христианский народ и, подобно священникам, приносить богу курение... В этом их слава, что подобно солнцу, блеском своего православия просвещают мир с одного его конца до другого" (9). Различие в положении восточно- и западно-христианских священнослужителей потрясло посла германского императора Отона I - Лиутпранда. На пути из Константинополя до Адриатики, останавливаясь на ночлег и отдых у епископов восточной церкви X века, он не встретил ни одного, живущего в привычной для Лиутпранда роскоши. Причина этой скромности была в том, что значительную часть своих доходов эти священники отдавали государству, так как платили высокие налоги: епископ Кефалонии, например, вносил в казну до 100 золотых ежегодно. А что касается священников и епископов небольших городов, то первых по достатку порою трудно бывало отличить от соседей-крестьян, а вторых - от средних горожан. Таким образом, благосостояние служителей культа в империи целиком зависело от государственной власти, от даров и милостей императора. Поэтому церковь в такой системе всегда была послушным орудием политики (10). К тому же и от василевса-царя зависело какой кандидат займёт патриарший престол (11). Гибкость и веротерпимость такой церкви также обеспечивалась сотрудничеством с государственным аппаратом империи и была либо вынужденной тактикой при недостатке сил, либо ловким политическим манёвром. Именно византийцы считали оправданной церковную службу на родном языке практически для любого новообращённого в христианство народа и даже содействовали организации такой службы, так как подобная политика, по их мнению, гарантировала от рецидивов язычества и не создавала напряжённости в стране государя, который выбрал их религию в качестве государственной для своих подданных (12). И вот, в результате сравнения, получалось, что все основные религии, кроме Византийского христианства (с 1667 г. наз. Православие), не делали Владимира полным и единовластным хозяином в его государстве. Византийское же христианство полностью устроило Великого князя и он приложил все усилия, чтобы утвердить его на Руси. И выбор оказался удачен - уже после Владимира русские цари не церемонились со служителями церкви. Представителей духовенства при необходимости кого казнили, кого ссылали, если у государства металла не хватает - "забрать у церкви колокола!". Представте, что было бы после такого распоряжения с главой государства в других религиях. А смещение патриарха для православного государя, вообще, являлось чисто административной задачей. Наиболее инфoрмированный исследователь истории Киевской Руси проф. М.С. Грушевски й писал: "Князья принимали вообще близкое участие в вопросах церковного управления, даже в религиозных спорах, и вообще, как в Византии, так и в старом Русском государстве православная церковь имела весьма сильно выраженный государственный характер, пребывала в тесном союзе и зависимости от правительственной власти и нисколько этим не тяготилась, усвоив византийское воззрение, что светская власть не только должна оказывать покровительство церкви, но и иметь надзор за церковными делами" (13). Таким образом, легенда о "выборе веры" имеет под собой серьёзную историческую основу - это описание поиска Великим князем религии, пригодной для укрепления его личной власти в Русском государстве. А легенда о "выборе веры", изложенная в "Повести Временных лет", написанной монахами Нестора, повествует о том, что князь выбрал их религию потому, что она имеет, ну, уж очень красивый обряд богослужения. Ну а что же другое должны были написать раболепствующие перед властью священники? ----------------- (1). Артамонов М.И. История хазар. Спб., Изд. 2-е, Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002, с. 290 (2). Там же, с.413 (3). Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., Издательство Ленинградского университета, 1966, с.156. (4). Там же, сс.152-155. (5). Там же, сс.144-145. (6). Там же, с. 154-155. (7). Там же, с.156. (8). Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., Лениздат, 1987, с. 11. (9). Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). Пг., "Academia", 1923, сс. 90-91. (10). Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. Спб.,"Алетея", 1997, с. 102 (11). Там же, сc. 99-100. (12). Там же, сс. 115-116. (13). Грушевский М.С. Иллюстрированная история украинского народа. Cпб., Издательство "Вестника знания", 1913, с. 86. Васильев Андрей Анатольевич

Ответов - 4

Mirona: agricola пишет: Византийское же христианство полностью устроило Великого князя и он приложил все усилия, чтобы утвердить его на Руси. Все-таки по поводу того, что первоночально был принят именно византийский уклад однозначного ответа нет. Слишком много латинских названий в русском православном христианском лексиконе. Да и буллы папа римский с какого перца слал на Русь, в коих то отлучал, то прощал. Да и Кирюша-писменодатель, апосля того, как в славянских землях шмон навел опять-таки в Рим подался, сан там получил и имя свое - Кирилл. А то, что Владимир с умом выбрал религию - это и ежу понятно. И конечно же он перед этим промониторил этот вопрос на все 345%! И конечно же не из-за обряда была выбрана именно христианство и именно эта ветвь. Он пошел по стопам Константина, первого императора, который принял христианство как гос.религию. А подсказала ему это его мамаша, не помню уж как ее звали. Сказала эта умная женщина Косте - сын мой, эта религия именно то, что нужно для управления народом. Прими ее. Рабами управлять легко. Так вот, Володя просто повторил историю. А зачем что-то там выдумывать? Все уже и так придумано до нас...

Серга4: Не знала Русь ещё тогда. Сергач Сияли в грозной тишине Славян свободные просторы И на обширной той земле Не знали распрей, лжи и злобы. Спокойно , мирно жизнь текла Внутри арийских древних Родов Врагу росс спуска не давал К друзьям открыт был всей душою. Всем управлял совет волхвов Им в этом Роды доверяли Те знали древних Ведов свод ПРИРОДЫ ТАЙНЫХ СИЛ НАЧАЛА. Во всем гармония была Славянский мир в пору расцвета Стоять так Русь моя могла Пока вращается планета. Арийский этнос свято чтил Порядок строя нерушимым, Начала русс боготворил, Сварога звал началом жита. Настигла русичей беда Там где ее совсем не ждали И в пьяной похоти, блудя Врага, князь с ключницей зачали. Не знала Русь еще тогда Какой бедой все обернется И веру древнюю славян Заменят ложью, инородцы. Посредством черной каббалы Кагал состряпал эту тему А простодушные волхвы Тогда не поняли в чем дело. И Бога русского жрецы Спасти арийцев не сумели Ведь дети честности, они Глобально мыслить не хотели. Да выйдя биться в честный бой Не знали россы поражений Но закулисною игрой Владеть могли не в полной мере. На этом князь их и поймал Опутав хитрыми ходами И править Русью жестко стал Под попечительством Добрана. Не ведал русский до тех пор Кровавых жертв во славу Бога И страшный князя приговор Все исполняли против воли. ТАК ДЕСЯТЬ ЛЕТ, ИЗ ГОДА В ГОД По наущенью злой каббалы Сошел на русских злой морок Разрушив мощь арийской кармы. Когда ж ослаб СЛАВЯНСКИЙ ДУХ Устав от крови и обмана Его Владимир объявил Грехом языческого смрада. И разыграв весь тот спектакль К Днепру повел людей креститься Славянской воли древний храм С душою должен был проститься. Верховный БОГ дал волю нам Решать дела свои свободно Хоть в мире подлый есть обман Все ж разгадать его возможно. Прошло с тех пор не мало лет Искать мы правду не устали И Солнца РУССКОГО рассвет Уже грядет не за горами! Привет всем, вот по теме свой стишок у меня есть. Не судите строго.

Светлаяръ: agricola пишет: Владимир, как еврей по матери, не мог не испытывать симпатий к иудаизму. Это ложное представление кочует с форума на форум... Во времена Владимира женские имена могли иметь только представительницы знатных родов, да и то после сватовства... остальных звали по счету - Первуша, Вторуша... или по отцу. После разгрома древлян-соседей, воглавляемых князем Малом, его дочь Малуша (Малка) была взята в качестве заложницы в Киев.


Светлаяръ: Крещение Руси До сих пор периодически в церковной и светской среде не утихают разговоры по поводу реального факта крещения Руси. Мне кажется, что этот извечный вопрос никогда не будет иметь ответа, пока ученые всех мастей не договорятся, что считать Русью, и, что считать фактом крещения. Ситуация с этими понятиями гораздо серьезней, чем можно было бы предположить. Еще знаменитый В.И.Даль в своем словаре утверждал, что Русь – «весь мир, белсвет». Говоря современным языком – совокупность всех стран и народов. Самое удивительное в том, что его понятие о Руси имеет самый серьезный смысл. Мы находим на карте мира многие территории, имеющие в своем названии слово Русь или корень «Рус», что подтверждает слова В.И.Даля. Поэтому, говоря о крещении Руси, нужно иметь представление, в какой части ее могло произойти то или иное событие, соответствующее теме поиска, и ни в коей мере не ставить знак равенства между современной Россией или дореволюционной Российской империей и той небольшой землей, имевшей в своем названии слово «Русь». Во-вторых, нужно четко определиться, что есть понятие «Крещение Руси» или иного государства. За примером далеко ходить не нужно: принято считать, что крещение Армении произошло в 4 веке от Р.Х. Точнее в 301 году состоялось крещение группы людей в Армении св. Григорием Просветителем, за которым последовала казнь 38 дев – распространителей христианства в Армении по указанию царя Тиридата. Современные богослужители считают этот год – официальной датой приятия Арменией христианства, хотя видно, что небольшая эта группка людей (казненных) не может являться представителем всего народа. К тому же, официальная хронологии самой Армении начинается с 552 года от Р.Х., когда переселенцы из Арама, наконец, смогли получить автономию в Закавказье. Вот так и в истории нашего государства невольно возникает вопрос: кому верить? Начнем с того, что орден Андрея Первозванного был высшим орденом Российского государства, учрежденным Петром I в 1698 году, «во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, святым крещением первоначально пределы наши просветившего». То есть своим указом российский царь закрепил факт присутствия апостола Андрея в русских землях. Многие идеологи христианства предлагают считать этот факт исходной датой крещения Руси. Стоит ли так торопиться с подобным утверждением? Мало ли в наших землях и сейчас пребывает туристов разных религиозных воззрений, чтоб после этого утверждать о принятии нашим государством той или иной старой или новой веры непонятно во что. Не исключено, что по прошествии нескольких лет (нескольких сот лет) в отдельных трудах отдельный теологов прозвучит с полной убежденностью, что посещение одним из братьев новой веры в начале 21 века привело к повальному принятию этой веры всем государством. И кто-то поверит в эти сказки. Следующим достаточно убедительным фактом «крещения Руси» служит приведенный известным писателем Александром Асовым (А.И.Барашковым) случай принятия новой религиозной формы и последовавшей за этим религиозной реформы Бусом из рода Белояров в 351 году. Кроме него подобный факт можно встретить и у других хронистов. Более всех здесь превзошел готский историк Иордан, написавший «Историю гетов». (Выделено мной специально: во всей справочной литературе печатается только искаженное «готский» вместо «гетский», приближая казаков-гетов, ведомых гетманами, к германцам-готам. Е.Г.) В одном не сходится версия нашего современника с описанием вышеуказанных событий с современником событий: у А.Асова славяне, принявшие смесь христианства со старой верой были казнены готами (Бус Белояр, ставший Бусом Кресенем и его 70 вельможей были распяты готами). По мнению Иордана анты казнили новокрещенцев-готов. Кто прав и стоит ли этот отдельный случай в истории одного из племен выдавать за крещение Руси? Думаю, что лучше всего на это ответили сами церковники, не приняв отсчет христианства с момента описываемых событий. Есть еще несколько важных дат в истории христианизации русских земель. Под 798 годом византийский историк Лев Диакон сообщает, что в Тавроскифии святительствует св. Иоанн по национальности тавро-скиф. «Император Никифор Фока послал Калокира к тавро-скифам, которых мы обыкновенно называем руссами». В 860 году состоялся первый морской поход славян под руководством Аскольда (Хаскулд, Осколдом) и Дира на Царьград (Константинополь). Из-за разыгравшейся у стен византийской столицы сильной бури славянам пришлось отступить. В процессе переговоров киевляне принимают крещение и заключают договор о мире с Византией на 30 лет. После этого происходит отмена Аскольдом и Диром дани Киева хазарам. В это же время идет война на религиозной почве хазар против мадьяр, к которым ушла непокоренная элита казаков (кабаров или хабаров), что привело к ослаблению иудо-Хазарии. Византийский патриарх Фотий, который родом из Казар (столицы Козарии), уговорил императора Михаила III отправить к хакану специальную миссию во главе Константином Философом (он же, один из братьев - христианских распространителей Кирилл), чтобы оказать поддержку казарским христианам. В Херсонесе Кириллу (в монашестве – Константин) предоставили Евангелие и Псалтырь, написанные «роуськими письменами», по которым учится русской грамоте с помощью местного руса (о сроках принятия христианства в этих русских землях ничего не известно). Он дополняет эту азбуку несколькими буквами и «создает» церковно-славянскую азбуку (сценарий проведения церковной службы на русском языке, но не саму азбуку русского письма), которую берет с собой в Моравию, где на тот момент только собирались принимать христианство. По одной из легенд из ПВЛ в 882 году Олег убивает Аскольда и Дира, которых похоронили в соответствие с именами их святых покровителей: Аскольда-Николая – в церкви св. Николая, а вот Дира – в церкви св. Ирины, что наводит мысль на то, что Дир был Дирой и приняла она имя Ирина при крещении. Под 867 годом мы узнаем из ПВЛ и других летописей, что состоялся второй поход Аскольда и Дира на Царьград. Недалеко от Константинополя войска русов встречены послами византийского императора, с которыми Аскольд и Дир заключили письменный торговый договор. Принятие христианства (разница во времени могла быть вызвана просто различным подходом к летоисчислению) Аскольдом и Диром. Константинопольский патриарх Фотий учредил первую киевскую епархию для славян и варягов, принявших христианство под влиянием контактов с Византией. Император Василий Македонянин посылает новокрещенным киевлянам богослужебные книги: Евангелие, Псалтырь и др. русские письмена, по которым учился св. Кирилл в Корсуне. Князь Аскольд строит церковь Пророка Божии Илии на Подоле. После этого русские не воевали с Византией более 40 лет (что еще раз подтверждает исключительно религиозный характер войн). После низложения патриарха Фотия папа римский направил в Киев митрополита Игнатия. Обычно этого митрополита не показывают в русских летописях, потому что он был ставленником папы римского, а время написания летописей относится к «греческому периоду». В 945 году окончательно оформлен военный и торговый договор князя Игоря с Византией. В предыдущем году он ходил с большой ратью на Царьград и сумел силой заставить принятие выгодных ему условий. После клятв и заверений в византийской земле на следующий год послы императора прибыли в Киев. Здесь повторилась процедура выдачи заверений в любви и дружбе. Языческая часть дружины Игоря приносила заверения у статуи Перуна и клялась именем Перуна и Велеса, а христиане клялись в церкви св. Илии на Подоле. В 947 году Ольга родила своего второго сына Улеба. Обычно нигде не указывается, кто был его отец, зато сообщается, что он был крещен с именем Владислав. В 955 году происходит официальное крещение (перекрещивание?) княгини Ольги и получение ею нового имени – Елена. Таким образом, мы подошли к дате последнего (в ряду первых) крещения в Киеве. Церковно-исторический справочник под редакцией протоиерея Л.Петрова сообщает, что в этот год и день состоялось крещение домочадцев Владимира, которые спустились от княжеского терема вниз по улице к ручью (сейчас уже высохшему) и приняли крещение. Ныне эта улица является лицом Киева и называется Крещатик. В других источниках приводится много всяких версий по этому поводу. Зачастую эти версии не похожи друг на друга, что является отличительным признаком христианства – многовариантность на любой вкус. Приведу одну из них. Начало дружеских взаимоотношений с Византией князем Владимиром в 988 году – с подавления восстания в Византии с помощью киевских войск. Ими одержаны победы при Хрисополе и Авидосе, предотвратив падение византийского императора. С помощью Анастаса Корсунского Владимир берет русско-готский Корсунь-Херсон, здесь же и крестится, после чего добивается права жениться на дочери Романа II, сестре византийских императоров Василия и Константина - принцессе Анне (Умерла в 1011 г. и погребена в киевской Десятинной церкви). По возвращению домой Владимир проводит первую попытку христианизации Киева 1 августа (в некоторых источниках христианизация Киева указана 1 августа 990 года). Позднее Анастасий Корсунский служил в Новгороде. Новгородское служение главы церкви Анастасия подтверждает еще один факт: Новгород в то время был столицей государства! Киев имел особые заслуги перед христианством со времен Аскольда и Дира, потому и приврали церковные историки. Вопрос еще в том, что новгородцы не пустили в свою столицу князей-предателей веры. Соответственно попасть в стольный град можно было после «зачистки» нежелателей чуждой веры. Поэтому в 989 или 990 году было начало насильственного крещения Новгорода: «Путята крестил Новгород мечом, а Добран огнем». После усмирения по-христиански Новгорода сюда перебрался митрополит и княжеский двор. Вскоре в Новгороде был построен деревянный храм Софии, с 1045 г. на этом месте князем Владимиром Ярославичем построен каменный. В том же 989 году состоялся второй поход на Корсунь и окончательное подавление восстания Варда Фоки. Затем вновь «наведение порядка» и приведение к чуждой вере: крещение суздальцев и покорение Тьмутаракани. В последующие годы еще не один раз будет меняться главенство Византийского и Римского патриархов. Вслед за этими событиями будут происходить смены ориентиров на «лидеров» и соответственно – изменения курса и политики. Кстати, в большинстве случаев за 450-летнюю историю греческого митрополичьего засилья в русских землях, митрополитов присылали из Константинополя, но бывали случаи, когда такими ставленниками становились люди Иерусалимского патриарха. Этот небольшой анализ не дает полной картины сложнейшей борьбы за митрополичьи, а потом и патриаршие престолы, но дает перечень основных событий в истории раннего христианства в русских землях. Гладилин Евгений Александрович, Анапа



полная версия страницы